AAD КАК НЕЗАВИСИМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕМЕЦКИХ ВУЗОВ

Служба обмена высших образовательных учреждений была основана в 1925 на базе инициативы академических институтов. В 1945 организация была закрыта, и в 1950 вновь возобновила свою деятельность уже как официально зарегистрированное частное учреждение. В ее постоянный состав входят высшие учебные заведения, которые представлены в Hochschulrektorenkonferenz (союз ректоров), а также студенческие организации при этих вузах. В 2003 в членстве DAAD состояло 231 высшее учебное заведение и 126 студенческих союзов (Studierendenschaften) из вузов различной специализации. Членство при этом не обязательно означает участие в программах DAAD, однако, служба обмена предоставляет вузам значительные полномочия в вопросах административного управления и определения программного курса. Таким образом DAAD оправдывает свой общественный статус научной автономной организации, которому соответствует внутренняя структура института и академический состав органов самоуправления.

К автономному характеру управления DAAD относится также и тот факт, что решения о выдаче стипендий принимаются независимыми образовательными комиссиями. Важнейшим критерием при этом выступает научная квалификация претендента и качество его проекта. Более 600 уважаемых преподавателей, входящих в состав комиссии, выбираются без государственного вмешательства правлением DAAD на четырехлетний срок. Для членов комиссии существует возможность быть переизбранными.

DAAD КАК ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ПРОПАГАНДЕ КУЛЬТУРЫ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВУЗОВ И СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Как крупнейший центр по развитию международного межвузовского сотрудничества DAAD с помощью широкой финансовой поддержки со стороны государства выполняет культурные и образовательные задачи (Auswartigen Kultur– und Bildungspolitik), способствует развитию и реализации национальной политики высших учебных заведений, цель которой состоит в придании исследованиям, учебе и науке интернационального характера. Поэтому DAAD выполняет посредническую функцию в рамках европейской образовательной политики, особенно при реализации программ ЕС в сфере обмена и миграции.

Эта посредническая функция отражается и в путях финансирования DAAD. В этом вопросе организация выходит за рамки простого поиска источников денежных средств: она предоставляет вузам возможности участия в культурной и научной политике государства, а государственным же структурам она облегчает доступ к частным ресурсам вузов, которого они никогда не получили бы без посредничества DAAD.

Поэтому автономный характер DAAD открывает перед ней международное поле деятельности в тех областях, где государственное вмешательство в силу тех или иных политических причин невозможно. Подобное взаимовыгодное сотрудничество DAAD с государством позволяет прийти к компромиссному решению даже в тех случаях, когда их интересы расходятся.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ DAAD

При всем своем многообразии программы DAAD подразделяются на пять целевых групп, что позволяет осуществлять их длительное планирование и функциональную направленность.

Пять целей DAAD:

  1. Оказание поддержки новой зарубежной элите, чтобы представляющие ее будущие ведущие личности в науке, культуре, политике и экономике впоследствии выступали в качестве друзей и партнеров Германии.

    DAAD способствует профессиональному и личному росту иностранной молодежной элиты посредством предоставления стипендий и грантов на обучение в немецких вузах и исследовательских институтах. Финансирование программ, в основном, осуществляется из средств Министерства иностранных дел (das Auswartige Amt) и Министерства экономического сотрудничества и развития (Bundesministerium fur wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung). Целевыми группами при этом выступают учащиеся, практиканты, аспиранты и ученые, которые оказываются выбранными независимой комиссией из большого количества претендентов. DAAD обеспечивает своим стипендиатам условия для проведения исследовательской работы и, тем самым, создает всемирную сеть ведущих специалистов, признательных Германии и благосклонно настроенных по отношению к ней.

  2. Оказание поддержки новой зарубежной элите, чтобы воспитать представляющих ее будущих ведущих личностей в науке, культуре, политике и экономике в духе международного и межкультурного обмена опытом.

    DAAD поддерживает иностранных студентов и ученых, предоставляет им возможности проведения исследовательской деятельности, а также поддерживает с ними связь и после окончания обучения.

  3. Поддержание международного имиджа и престижа немецких вузов, чтобы Германия оставалась наиболее приоритетным местом среди других стран мира для иностранной научной элиты.

    DAAD способствует развитию и введению новых востребованных в международном масштабе учебных и исследовательских программ, на которых могут обучаться квалифицированные иностранные специалисты, ученые и студенты, вносящих, в свою очередь, вклад в немецкую науку и образование. Также DAAD обеспечивает создание комфортных условий пребывания в стране для иностранных учащихся и предоставляет вузам информационную и рекламную поддержку в их позиционировании на международном образовательном рынке.

    DAAD планирует увеличить число иностранных студентов в немецких вузах, чтобы оно составляло не менее 10% общего количества учащихся. При этом процент немецких студентов, желающих обучаться за рубежом, также должен возрасти.

  4. Поддержка развития преподавания германистики, немецкого языка и литературы в выбранных иностранных университетах, чтобы подчеркнуть значимость немецкого как важнейшего межкультурного средства коммуникации и способствовать появлению интереса и симпатии к Германии и ее культурному наследию.

    Выделяя стипендии и проводя различные тематические мероприятия, DAAD оказывает поддержку, в том числе финансовую, иностранным вузам для развития германистики, пропаганды немецкого языка и страноведения, а также для повышения квалификации педагогов.

    Кроме того, DAAD в специально выбранных иностранных вузах дополнительно открывает «Немецкие центры» (Deutschlandzentren) для факультативного обучения студентов. Также большое внимание уделяется обучению немецкому языку в самой Германии: для этого созданы специальные курсы и разработан единый международный экзамен DaF.

  5. Поддержка научного прогресса в развивающихся и проводящих реформы странах Средней и Восточной Европы для ускорения в них экономических и общественных преобразований.

    DAAD спонсирует создание эффективных и долгосрочных образовательных структур в развивающихся странах. Особенный акцент делается на обучении и повышении квалификации преподавательского состава путем выделения стипендии на учебу в Германии и «на местах», а также на развитии партнерских отношений между вузами.

Комментарии (0)

Чтобы оставить свой комментарий пройдите авторизацию на сайте!